|
Версия для печати
Из истории казачьего образования
13.03.2013
|
На рубеже XIX – XX столетий кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России. Справедливости ради отметим, что воспитание в казачьей организации не было лишено промахов и издержек, вместе с тем обеспечивало культурно-историческую преемственность, передачу подрастающему поколению сложившейся системы ценностей, взглядов на мир, человека, природу.
|
12.03.2013
|
Важную роль в развитии впервые созданного на Кубани в сентябре 1920 г. и воссозданного в феврале 1970 года Кубанского государственного университета сыграл Кубанский институт народного образования (ИНО), чья непродолжительная история ещё ждет своего исследователя. Ещё в июле 1919 г. Совет Кубанского краевого правительства поручил ведомству народного просвещения приступить к организации в Кубанском крае педагогического факультета. Казачье правительство запросило городскую управу, в какой мере она может принять участие в оборудовании и содержании этого института (Вольная Кубань,1919 г., 25 июня,18 июля).
|
27.12.2012
|
Владикавказский кадетский корпус был открыт 26 сентября 1901 г. [1]. Этому событию предшествовала дискуссия о месте размещения учебного заведения. Был высказан ряд соображений: предлагали Екатеринодар, Кисловодск, Пятигорск. Однако по настоянию полковника Миткевича местом строительства был выбран столичный город Владикавказ, так как «все пути, связывающие Закавказье с Северным Кавказом проходят через Владикавказ или вблизи него, что указывает географическое преимущество с другими городами». Вообще, военное образование в среде терского казачества и горских народов ценилось, высок был дух воинства и доблести.
|
14.11.2012
|
Значительный шаг вперёд в сфере образования сделал Александр I, считавший просвещение одной из основных задач государства. По указу императора в 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, определены его функции и основные задачи. С 1801 по 1804 гг. число высших учебных заведений в России увеличилось с одного до шести.
|
12.11.2012
|
Во время атаманского правления Степана Кузьмича Яценко в ст. Бесскорбной, в 1912 г., начинается строительство Учительской семинарии. Как вспоминают местные старожилы, у станичного правления, благодаря экономному ведению хозяйства, скопилась внушительная сумма, в несколько десятков тысяч рублей. Правление справедливо рассудило потратить эти деньги на какое-нибудь общеполезное учреждение, а старики были за постройку новой кирпичной церкви. Степану Кузмичу пришлось даже прибегнуть к непопулярным мерам: чтобы отстоять идею строительства семинарии пришлось прибегнуть к аресту ретивых противников просвещения, в том числе и своего отца. Также надо было доказать необходимость строительства семинарии перед руководством Лабинского отдела и Войска. В результате, на общем сходе станичников казаки большинством голосов всё же постановили ассигновать имеющуюся сумму на открытие в Бесскорбной учительской семинарии.
|
10.11.2012
|
В начале Первой мировой войны общество взаимопомощи учителей Кубанской области и Черноморской губернии развернуло широкую благотворительную деятельность. С целью сбора пожертвований на нужды детей, пострадавших от войны, и улучшения воспитательной работы в учебных заведениях по инициативе 7-го Екатеринодарского мужского училища в ноябре 1914 г. правление общества разработало программу благотворительного фонда «Дети для детей».
|
08.11.2012
|
Рост числа учебных заведений на Кубани начался в 1863 г., когда наказной атаман казачьего войска Ф.Н. Сумароков-Эльстон подписал циркуляр, в котором приглашал духовенство, станичных и окружных начальников, бригадных и полковых командиров принять участие в открытии школ в станицах. За четыре года открыто сто школ. Они находились в подчинении казачьего начальства. И только в 1871 г. были переданы в ведение Министерства народного образования.
|
23.10.2012
|
Лишь условия необходимости интенсификации сельскохозяйственного и ремесленного производства привели к потребности в профессиональных знаниях в казачьей среде. В системе народного образования Кубани дополнительные, или, как их тогда называли, «необязательные», предметы всегда стояли отдельно от основной массы общеобразовательных. Училищным начальством они рекомендовались, но в отличие от Закона Божьего, русского языка, арифметики, чистописания вводить их в программу не требовалось. Как правило, в основной массе низших, начальных и средних учебных заведений «необязательными» предметами являлись гимнастика, музыка и, говоря современным языком, «трудовые» предметы – столярное, слесарное, кузнечное, кожевенное ремёсла, садоводство, огородничество, пчеловодство, а также домашнее хозяйство и рукоделие, если речь шла о женских училищах.
|
11.10.2012
|
Главными факторами, влиявшими на налаживание процесса обучения, на наш взгляд, выступали: наличие квалифицированного специалиста и желание самого станичного общества оплачивать его труд. Об этом свидетельствует и первый опыт такого рода предпринятый в старейшем на Кубани Хопёрском полку ещё в период его нахождения на Азово-Моздокской линии.
|
13.03.2012
|
Сокровищницей национального педагогического опыта можно считать казачьи педагогические традиции, которые дошли до нас и в творческом наследии Фёдора Андреевича Щербины. Незамысловатые поучительные рассказы из жизни казаков, переданные с фольклорными тонкостями, полны мудрого опыта народной педагогики.
|
02.11.2011
|
Стихийно складывавшаяся система образования способствовала сохранению старообрядчества, а вместе с ним иных особенностей культуры гребенских казаков. И его столь долгая история была бы невозможна без религиозной литературы, которая поступала на Терек разными путями. Старообрядцы Терека и в начале ХХ в. продолжали считать себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви. Для них понятия «старовер» (истинно православный) и «гребенец» являлись равнозначными.
|
02.11.2011
|
7 ноября 1863 г. состоялся станичный сход. К собравшимся обратился станичный атаман: «Господа, мы собрались здесь по очень важному делу. Получен Приказ № 1370 от командира 26-го казачьего полка полковника Пистолькорса. Он серьёзно поставил вопрос об открытии во вновь образованных станицах школ. В Приказе говорится: «Плох тот казак, который не надеется стать атаманом. Но для того, чтобы им стать, надо знать грамоту, а для того, чтобы учиться, надо завести станичные школы».
|
02.11.2011
|
Во все времена уровень развития общества определялся уровнем его культуры. Поэтому вопросы эстетического воспитания всегда привлекали историков, педагогов, искусствоведов. Исходя из этой проблемы, весьма актуальной становится история музыкального и художественного образования досоветской Кубани. Актуальность темы определяется необходимостью историко-педагогического изучения указанной отрасли образования в общем русле профессионального, осмысление его в связи с экономическим и культурным состоянием региона. Кроме того, кубанское музыкальное и художественное образование является составляющим звеном истории просвещения Кубани, и в качестве самостоятельной темы не рассматривалась.
|
02.11.2011
|
Актуальность избранной для исследования темы определяется прежде всего необходимостью научно-исторического изучения технического образования в общем русле профессионального образования Кубани, а так же тем, что данная проблема в качестве самостоятельной в литературе не рассматривалась.
|
23.07.2011
|
Важной частью подготовки казаков к будущей военной службе была общефизическая и военная подготовка, опиравшаяся на военные традиции и обычаи кубанского казачества, в основе которых лежали корни русской и украинской культур. После создания Кубанского казачьего войска военная подготовка казаков стала одним из важнейших звеньев в образовании и обучении казачества. Военно-физическое воспитание казаков проводилось в разных социальных институтах: семье, станичной казачьей общине, а затем, в период прохождения военной службы – в Кубанском казачьем войске. Воспитание казака-воина начиналось с момента его рождения, когда отец надевал малышу саблю, сажал на коня и подстригал в кружок. Уже до поступления в школу каждый мальчик-казачонок был хорошим наездником. Далее процесс обучения и воспитания казака-воина продолжался в школе.
|
22.07.2010
|
Первые полковые школы и училища, в которых казачата обучались грамоте и письму, а также получали религиозное и нравственное воспитание, появились на Старой Линии в 1832 году. После применения к Кавказскому Линейному войску положения 1845 года, кавказские казаки были распределены по месту жительства на бригады. На обеих Линиях, Старой и Новой, появились бригадные школы. Грамота и письмо в них стояли на первом месте, а грамотные казачата доучивались письму в канцелярии. Каждый полк или бригада вели школьное дело обособленно.
|
13.06.2009
|
Владикавказская железная дорога сыграла определённую положительную роль в становлении и развитии профессионального образования досоветской Кубани. Имея финансовую поддержку, народные училища, находящиеся под опекой железной дороги, выходили за рамки установленных учебных программ – и даже вели подготовку телеграфистов.
|
13.06.2009
|
Первое учебное заведение для девочек на Кубани «Мариинское женское училище» было открыто 20 октября 1863 г. – на основании Положения, утвержденного императором Александром II 25 декабря 1860 г.
|
15.05.2009
|
К исходу 1920 года несколько десятков тысяч казаков Юга России оказались в эмиграции. Надо было выживать в новых условиях. Здесь особенно проявилось казачье товарищество, казачий характер, умение быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Казаки, переселившиеся на чужбину, быстро организовались в традиционные станицы, хутора, решали вопросы своего трудоустройства, занимались профессиональной переподготовкой, вели большую культурно-просветительскую деятельность.
|
28.04.2009
|
Особым
вниманием со стороны руководства Кубанского казачьего войска и
Майкопского отдела было окружено Майкопское низшее механико-техническое
училище императора Александра III, открытое в 1899 г. на совместные
средства казны и казачьего войска по причине «острой нужды отечества в
технических силах и здоровых физически защитниках Родины».
|
|